Почему дети, попавшие из сиротского учреждения в семью, нередко стремятся уехать обратно? Как приемным родителям вести себя, чтобы не допустить возврата? Известный эксперт по социальному сиротству, общественный деятель, руководитель социальных проектов —Александр Гезалов продолжает серию своих публикаций специально для фонда «Измени одну жизнь». В этом материале он дает советы приемным родителям.
16-летняя Настя попала в приют из кровной семьи. Волонтеры сняли о Насте видеосюжет, да такой, что телефон разрывался от звонков – столько кандидатов хотели бы взять ее в семью. И это при том, что девушке уже 16 лет, а всем известно, как трудно найти приемных родителей для подростков.
Однако Настя почему-то не хотела покидать учреждение. Меня попросили поговорить с девушкой, поддержать ее, помочь ей понять то, что в семье будет лучше, чем в приюте. Ведь все временные плюсы вне семьи – это всего лишь «недолгие блага», через несколько лет девушке придется жить самостоятельно. И у нее был реальный шанс — не привыкнуть к особенностям сиротского учреждения.
Вот некоторые из этих особенностей:
- Излишне тесное общение.
- Отсутствие значимого взрослого.
- Новый распорядок жизни.
- Низкая мотивация к обучению.
- Высокая загруженность мероприятиями учреждения.
- Подарки от спонсоров.
- Несистемное общение с волонтерами.
- Низкая ответственность за свои поступки.
Я позвонил Насте, представился. Услышал приятный и спокойный голос. Немного рассказал ей о себе, о судьбе своих товарищей и братьев, вышедших из стен детского дома. Девушка слушала внимательно, иногда тяжело вздыхала, но трубку не клала. Под самый конец разговора я услышал, что она плачет.
Попрощавшись, я предложил ей свою поддержку. Позже узнал, что девушка так и осталась жить в приюте. Но у Насти появился наставник, который ей помогает. Недавно девушка поступила в театральное училище и написала книгу о своей жизни.
Настя предпочла жизнь в приюте, а не в приемной семье, потому что в учреждении у нее появились подруги. Она сказала, что не хочет с ними расставаться. Но ведь через некоторое время ей придется переехать из приюта в один из детдомов, и вероятность того, что новые подружки перейдут туда с ней, весьма невелика! Впрочем, это не очень важно, потому что через некоторое время девушка встроится в общий ритм сиротской жизни и, скорее всего, в семью уже не захочет никогда. Очень надеюсь, что значительный опыт проживания с кровными родителями все же поможет ей качественно социализироваться в будущем.
К сожалению, устройство приемных детей в семьи у нас все происходит не так, как в других странах. Там ребенок не поступает в приют или детский дом, а ждет усыновителей в замещающей семье. И если усыновителей не находят, то ребенок остается в семье, которая изначально была для него «временной».
Такой подход снижает риск получения «ожога» от приютского и сиротского учреждения, он менее драматичен и травматичен для детей. Ребенок продолжает посещать школу, секции и кружки, не изолируется от общества. Это весьма важно для того, чтобы у детей не образовались различные пробелы в образовании и других сферах жизни, которые потом очень сложно восполнить.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не должны обрываться связи с родственниками и друзьями. Это очень важно для молодой развивающейся личности. В нашей практике чаще всего дети оказываются в системе приютов и детских домов надолго, пока идет «утряска» документов и другие процедуры. За всеми этими манипуляциями выплескивается судьба конкретного ребенка… Необходимо не создавать дорогую систему приютов и детских домов, а развивать профессиональные семьи, обученные и готовые помочь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Нередко дети-сироты, наоборот, просятся в детский дом уже из приемной семьи. И это довольно частая история. Мне пишут и звонят приемные родители, говорят, что дети просят вернуть их в детдом. Говорят, что им там «легче дышать, реализовывать свой план жизни».
Как так случилось, что дети стремятся из приемных семей обратно – в учреждение? Ведь им придется самостоятельно выходить в мир, который им будет мало знаком, с трудом встраиваться в общество? Почему именно в приемной семье они так быстро осознают, что им не хватает чего-то очень важного? Может, им не хватает того, что позволяет им жить по правилам детского дома с элементами личных инициатив? На мой взгляд, это системная история, которую необходимо изучить. А еще об этом важно рассказывать на занятиях в ШПР.
Когда ребенка принимают в семью, то приемные родители знают: он хочет жить с ними, он будет все делать для того, чтобы встроиться в новый уклад. Но когда к нему начинают предъявлять требования, он восстает, и уже через некоторое время, поняв, что «халявы не будет», начинает проситься обратно в детский дом. Кому-то удается переломить эту ситуацию, а кому-то нет. Тогда приемные родители пишут отказ от опеки, ребенок поступает обратно в детский дом.
Все винят в возврате приемную семью, но, на мой взгляд, есть объективные вещи, приводящие к тому, что и семья не может встроить ребенка в свой уклад, и сам ребенок не готов к тому, что придется «нести свой крест» в новой ситуации. Он длительное время жил в детском доме, у него были и тесное общение, и новые контакты, и подарки от спонсоров… Как заместить все это? Необходимо при попадании ребенка в семью как можно больше интересоваться его жизнью, мыслями, стремлениями, увлечениями. Он должен почувствовать, что кому-то по-настоящему нужен и важен.
Многое зависит еще и от того, как с привыканием ребенка к новой жизни работают психолог и воспитатели в детском доме. Супервизор, выявив особенности этого ребенка, связанные с привыканием, должен рассказать о них приемным родителям. Возможно, ребенок в приемной семье будет манипулировать взрослыми с помощью заявлений о своем желании вернуться в детдом, чтобы получить какие-то послабления. Тогда родителям придется затратить максимум усилий, чтобы в этой ситуации семья сохранилась, возврата не произошло. Но вся беда в том, что ребенка выбирают приемные родители, о его проблемах они узнают уже дома — на своей территории. Ведь специалисты детских домов не ведут работу по подготовке ребенка в семью.
Поэтому я хочу дать несколько советов приемным родителям:
- Обратитесь за помощью при приеме ребенка к специалисту.
- При знакомстве с ребенком досконально изучите ситуацию, связанную с его жизнью в кровной семье и с его прибытием в детдом. Ели его травма очень глубокая, непроработанная, то может потребоваться помощь профессионального психолога.
- Изучите интересы ребенка, которые были у него до попадания в детский дом, чтобы понимать, что именно можно предложить ему с учетом его способностей и увлечений.
- Заранее узнайте о том, какие секции и кружки, которые могут быть интересными вашему приемному ребенку, находятся неподалеку от вашего дома.
- Выявите уровень его привязанности к друзьям из детского дома, по которым он будет скучать после расставания. Не ограничивайте его общения с ними.
- Включайте ребенка в жизнь своей семьи как можно быстрее.
- Не разрешайте играть в азартные игры, сразу поставьте рамки и границы дозволенного.
- Поддерживайте связь со специалистами, которые могут корректировать ваше взаимодействие с ребенком, помогать вам.
- Общайтесь с опытными приемными родителями.
С уважением, Гезалов Александр.
Источник: http://https://changeonelife.ru/2018/02/20/hochu-obratno-v-detdom/