Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
И Бог подарит любовь… История Майры Сулеевой, взявшей на воспитание девочку с синдромом Дауна

Потомок легендарного казахского музыканта Магауи Хамзина, Майра Сулеева когда-то оставила музыкальную карьеру, чтобы помогать детям с синдромом Дауна и другими непростыми диагнозами. За несколько десятилетий она, казалось, повидала все. Но судьба преподнесла ей сюрприз: 60-летняя женщина просто влюбилась в 3-летнюю крошку Алину с синдромом Дауна и взяла ее на воспитание. И все поменялось: жизнь разделилась на “до” и “после”. Наш рассказ о том, как маленькая Алина изменила жизнь взрослого состоявшегося человека. 



Двадцать три года тому назад Майра Сулеева основала центр комплексной реабилитации «Кенес» для детей с особыми потребностями. Но по-настоящему дело ее жизни получило второе дыхание, когда она удочерила девочку с синдромом Дауна – Алину. Не только  своей работой, но и своим личным примером она доказывает, что благодаря любви и заботе такие дети преображаются – они учатся, открывают для себя мир и смеются от счастья.





“Эта девочка изменила мою жизнь”

- Восемь лет тому назад я взяла на патронатное воспитание Алину. Весь мой уклад, привычки, мировоззрение – все изменилось. Я и  квартиру поменяла на первый этаж для ее безопасности. Она – часть моей жизни, мы с ней единое целое, я могу уехать в командировку только на два дня, потому что на третий она начинает температурить.

 

- Изо дня в день наш распорядок не меняется: встаем, умываемся, одеваемся, просматриваем новости, едем на работу, она заходит в свою группу, а я – в кабинет. Так проходит весь день. Мы возвращаемся,  ужинаем, потом я ее купаю, читаю ей сказки на ночь и укладываю спать. Соблюдая такой режим, мне важно воспитать в ней навыки самостоятельной жизни.



Ребенку нужна мама

- Я не могу сказать, когда у меня проснулись материнские чувства. Вначале было щемящее чувство, что я ей нужна, а потом она “вросла”  в меня и сейчас я чувствую, что ей надо, чего ей хочется. В первый раз, когда я привела Алину “Кенес”, социальный работник расписал мне занятия для нее, я сказала: “Заниматься с ней будете вы, а я буду мамой, просто мамой”. Он удивился: “Как же так, вы же главный дефектолог страны!” А я считаю, что учитель должен требовать, а мама – это та, которая любит и все позволяет. Алине прежде всего необходима мама, а не учитель.



- Так получилось, что мы с мужем разошлись много лет тому назад. Через год моя старшая дочь Ализа вышла замуж и уехала в Канаду. И слова моего мужа были пророческими: «Одна останешься!» И тут я увидела в передаче «Пока все дома» малыша-казаха из дома ребенка. У меня возникло сильное желание усыновить ребенка. Я начала звонить в Москву, чтобы забрать его, а мне ответили: “Вы из Казахстана, а у нас процедура упрощённая только для своих граждан”. Я подняла всех своих знакомых и дошла вплоть до американской организации, занимающейся усыновлением, чтобы получить влияние на Москву. А мне сказали: “Ты опоздала”.



- Я позвонила дочери и спросила:” Доча, как ты смотришь, на то, чтобы я взяла малыша”? Она мне говорит: “Мам, у тебя уже есть сын – “Кенес”. Я сразу как-то успокоилась… Действительно же, мне надо “Кенес” растить, чего я дергаюсь? И направила все свои усилия на центр. Организация уже тогда гремела по СНГ, по миру, была экспериментальной площадкой для стран Центральной Азии. Вместе со своей командой мы много чего инновационного создали. В 2007 году начали работать с Домом ребенка №2 по программе раннего вмешательства. Обучали сотрудников заниматься с детьми, имеющими синдром Дауна.



“Есть дети и получше, что вы ее берете?”

- В этом Доме ребенка работает директор Латипа Камзаевна, она сразу согласилась на сотрудничество – сильно переживала за своих малышей, у нее было много деток с Дауном. Там я в первый раз увидела Алинку, она сразу мне понравилась, и она в меня вцепилась, не отходила. Через полгода мы пошли внедрять программу в другой дом ребенка – и тут я снова увидела ее! И ужаснулась: это был совершено другой ребёнок! Если при первых встречах я видела веселую, симпатичную, здоровую девочку, то здесь… Дистрофия, зеленные сопли, дыхание тяжелое такое – я не узнала ее. И

когда я уходила, она так вцепилась в меня, так кричала… Что у меня сердце заболело, появилось ощущение, что я для нее последняя соломинка.

Когда ее не могли отодрать от меня, моя сотрудница мне сказала: “Мистика какая -то! Один вас видела раз полгода тому назад и все равно узнала, а ребенку всего три с половиной года!” Я, как вышла из двери, сразу решила забрать девочку. Нутром почувствовала, что если не возьму ее сейчас, то не жилец она, настолько запущенный был ребенок.



За месяц я  подготовила все документы. А когда пришла за ней, директриса аж передернулась: “Есть дети получше, а что это вы ее берете?” Я ответила: “Дело не в том, лучше или хуже, это она меня выбрала, а не я ее”. “Так она же русская”. А я говорю: “Я космополит, мне все равно, отдайте мне ребенка”.

Я пришла за ней в декабре, а по закону она должна была быть в учреждении до 1 января. Я сказала: “Скоро Новый год, для детей самый праздник, ребенок должен быть в семье!” И мне ее сразу отдали. Я помню, как ее из машины вытащила, она так дрожала, прижалась ко мне, – никогда машин не видела.


 

Бытовые сложности

Обычно сказки на этом кончаются – вот оно, счастье. А дальше начинается жизнь – грязное белье, ночные бдения, недосып и стрессы…

- Первые три года вообще не было жизни, она даже не могла ходить на унитаз, на колени мне ходила. И  спать не могла, просыпалась среди ночи и как маятник – сядет, ляжет. На затылке у нее волосы были стерты – она постоянно вертела головой во время сна. Психоневролог мне тогда сказала:

“Алина за свои три года и восемь месяцев увидела больше горя, чем вы за свои пятьдесят с лишним лет”

У меня весь коллектив рыдал, когда смотрели, как она ест. Она запихивала обеими руками еду и глотала, не прожевывая – такая голодная была. Возможно, это был скорее психологический голод, чем физиологический, ей внимания не хватало, любви.


 

- Было тяжело, а у меня еще работа. Я только ее забрала, и через полгода меня пригласили главным экспертом в министерство социальной защиты. Работы много, график сложный, с Алиной мне вначале помогала няня, потом она ушла, и я какое-то время не могла найти замену. Пришла вечером, дома куча грязного белья, не успеваю стирать, убирать. Искупала Алину, поставила на ковер, а она описалась. И тут у меня случился срыв,

я встала на колени рядом с ней, обнимаю ее и сама рыдаю. Алинка прижимается ко мне и тихо хлопает по плечу, приговаривает: “жарайсын, мама, жарайсын”…

Я вдруг успокоилась и говорю ей: “Ой, Алинка, какие же твои родители дураки, зато мне повезло!” И больше никогда не плакала, не ныла и не жалела себя.
Я просто поняла, что этот  ребенок нуждается во мне, я должна быть сильной.


 

“Какая разница, как тебя похоронят – доктором или нет? Для меня важнее быть мамой Алины!”

- Через два с половиной года мое здоровье пошатнулось и я вернулась в “Кенес”. За это время политика в отношении таких детей изменилась, по всей стране открылись дневные отделения для детей с особыми нуждами, я могу смело сказать, что внесла свой вклад. И самое главное, когда я вернулась в Алматы, я очень хорошо вытянула Алину. Я подключила всех специалистов в своем центре и… Сейчас она любит учиться, у нее словарный запас пополнился. Любит танцевать и запоминает все быстро, у нее яркие актёрские данные, на сцене она ведет себя уверенно, а как она умеет вышивать бисером! Я так не могу, а у нее такое чувство вкуса и красоты! Ребенок все понимает, у нее развит интеллект. Представьте, если бы она сразу росла в семье, какая бы была звезда!



- Она стала хорошо рисовать, я очень люблю ее картины. Круглый смешной человечек с крыльями – это мама. Она мне сказки рассказывает: “Жили-были мама и дочка, и жил-был папа… -А кто у нас папа?  -Это Якуб!  -Нет, Алиночка, это же наш водитель, у него есть своя семья. А у нас есть ты и я, вот и вся наша семья”. Но потом я смеюсь и говорю: “Может быть, ты мне и папу найдешь”. Моя задача все перевести в оптимистичное русло, мой стакан всегда наполовину полон. Я могла бы сказать, что из-за тебя у меня никогда не будет пары. Если я была бы одна, то не пропала бы, есть чем заняться, наукой, например. Но какая разница, как меня похоронят – доктором или нет? Для меня важнее быть мамой Алины.


 

“Это Господь направил меня”

Эта борьба за Алину – лишь продолжение дела всей жизни Майры Сулеевой. Все эти беды и победы, сложности она когда-то уже проходила со своей родной дочкой Ализой. Которая ее подтолкнула изменить не только свою жизнь, но и постараться изменить наше общество, сделать его более открытым к людям с непростыми диагнозами:

 

- Моя история как дефектолога началась с первой дочери Ализы. Она заставила меня заняться другой специальностью, о существовании которой я даже не представляла раньше. Я бывшая скрипачка, из музыкальной семьи, мой отец домбрист Магауия Хамзин был известным музыкантом. Закончила музыкальное училище и начала работать с Розой Баглановой. Вышла замуж и родила дочь. Ализа родилась недоношенной. Прогнозы врачей «Ой, ждите задержки, у вас будет неполноценный ребёнок»,  повергли меня в такой шок, что я пошла учиться на олигофрен-педагога. Они нанесли мне такую психологическую травму, что у меня не было больше детей. Я читала специальную литературу и мне было все интересно: психопатология, неврология. Ализоньку я выходила, она выросла здоровой, развитой девочкой и начала читать в три года. И вообще, она сейчас талантливая художница, живет с мужем в Канаде.



- С рождением дочери поняла, что гастрольная жизнь отменяется. После получения образования пошла в музыкальную вспомогательную школу для умственно отсталых детей. Ребятам что-то давалось с трудом, что-то легче и они мне  задавали вопросы: “А почему у нас нет биологии, географии? А почему мы именно в этой школе учимся?” Это для них была тайна, покрытая мраком. От них исходила агрессия, обида, ведь наверняка им дома отвечали: “Потому что ты дурак!” Я много усилий потратила, чтобы они поверили, что кому-то они нужны и что кто-то готов ими заниматься. Очутившись внутри этого процесса, я интуитивно поняла, что это неправильно: дети все разные, а программа обучения одинаковая. Я уже шла к этим знаниям, Господь направлял меня через собственный опыт.



Через несколько лет я разработаю программу модельной реабилитации, до сих пор аналогов нет нигде в мире. Уникальность программы в том, что  для таких детей, как Алина, помимо групповых занятий, составляется индивидуальный план работы. Чтобы сделать акценты на тех проблемных зонах, в которых они нуждаются. Например, Алине надо было заниматься с логопедом и физиотерапевтом. Сейчас в ее индивидуальном плане – работа с бисером, занятия по развитию фонетики. Мой метод направлен на то, чтобы как лучше развить ребенка, но без дрессуры. Наша задача учить детей учиться и, самое главное, не вызвать в них отвращения к учебе, чтобы все было в радость. Например, привить любовь к математике. И для этого мне надо найти полтора миллиона тенге на пособие в игровой форме “Нумикон”, изобретённое  в Англии, которое помогает им развить логическое мышление. У нас есть один набор, но необходимо оборудовать  каждую группу.




 

“Не надо возиться с этими детьми, напишите характеристику!”

- За семь лет во вспомогательной школе я выросла от воспитателя до психолога, и тут на меня начала давить администрация: “Напишите характеристику на этого ребенка, на другого, надо их отчислить, чтобы не возиться лишний раз с ними”. У меня острое восприятие всего несправедливого. Умственно отсталые дети – это обычные ребята, которые просто не могут освоить академическую программу, им нужен подход, а не выкидывать за борт. И я ушла, открыв свой центр «Кенес». Шел 1992 год. И я не просто зарегистрировала общественную организацию, но и попала в струю. Городское медико-социальное учреждение не справлялось со всеми желающими, матери детей-инвалидов завалили акимат письмами, и когда я пришла, мне сразу выделили помещение.



- Это, конечно, были очень тяжелые годы становления. Я там ночевала и дневала, кем только не работала – и учителем, и сторожем. Выходила на организации, просила финансовой поддержки. И сразу ввела систему членских взносов, все общественные организации занимались раздачей подарков, все было бесплатно. Все это время мы не только продержались, но и поднялись на высоту. Когда у человека есть цель и он начинает идти к ней, то всегда приходят подсказки со стороны: есть такой путь, он короче, а есть другая дорога, она длиннее, но она будет исключительно удачливой. Я видела эти знаки и могла обходить крутые повороты.





 

Взрослые должны быть щедрыми

- Мой коллектив я собрала по крупице. Например, наш повар Лидия Александровна – очень душевная женщина, настолько, что наше сотрудничество переросло в дружбу – мы можем встретиться и после работы. Ее обожают все дети, бегут к окошкам: “Дайте нам нашу булочку, мандарин”. Она щедрая и это дети чувствуют. Взрослые должны быть щедрыми, должны делиться, не только своими знаниями, навыками, но и добротой. Взрослые должны показать, как надо уметь делить.



- Что для меня важно как для руководителя – если человек заслуживает наказания, значит, я приму меры. А если заслуживает поощрения, даже если нет денег, найди откуда угодно, но награди его! В свое время  мне хотелось именно такой справедливости. Мы сталкиваемся с ней каждый день, но в силах изменять, создавать свою среду. Но только при условии, что будем меняться сами. А не так, что я останусь хамкой и буду требовать только от других. Хочешь, чтобы вокруг тебя были честные люди? Значит, сам будь таким. Когда мы разрабатывали этические нормы, я понимала, что будет сложно сразу внедрить их, что люди привыкли к авторитарности.



- В людях накоплен опыт – так учили в школе, в институте: “Я сказал – иди делай!” Также и взрослые общаются с детьми – дитя это вещь для многих. Надо иначе. Например, Алина утром встаёт и я спрашиваю, у нее: “Какое платье наденешь сегодня?” Вроде мелочь, но для нее это принятие решения. Другое дело, что я могу направить ее, но при этом обыграть так,  чтобы это был ее выбор. Иногда я даю ей полный карт-бланш: она надевает то, что хочет и так приходит в школу. Тихо объясняю педагогам: “Сама”. И все относятся с уважением к ее выбору.


 

Теория Алины-Сулеевой

- Вместе с Алиной я вывела свою теорию. В нашей стране происходит отсев: дети наши проходят через сито. Просеяли в первый раз, получился ровный беленький песочек – это  дети,  которые учатся в элитных школах,  среди них попадаются и способные. Покрупнее ячейка –  дети-галька, которые учатся в массовых общеобразовательных школах. И что там остается в сите? Булыжники? И как раз-таки среди них находят бриллианты и Алина – мой бриллиантик. Она вывела меня на совершено другой уровень, даже организации стали больше доверять.



- Каждый день у нас возникают моменты, когда она меня радует, это может быть новое слово, сделанная ее руками вещь. По пятницам мы проводим совещания, я всегда рассказываю, что у меня нового с Алиной. Чтобы они понимали, то, что я делаю, это надо переносить на других деток. И знаете, еще что изменилось – мое отношение к родителям. Раньше как теоретик  я могла давать им советы, как себя вести, а теперь  просто рассказываю на своем опыте, как у меня это получилось и понимаю, насколько им все это сложно. Представьте, родная мама воспитывает ребенка с синдромом Дауна – и тут я с моей Алиной. Она моет посуду, накрывает на стол, уборку вместе со мной делает. И другой ребенок, который просто может сесть за стол. У меня нет  переживания, что это больной ребенок – это обычный ребенок, который поддается обучению. И более того, она более чуткая и отзывчивая, чем обычные дети.


 

- Однажды, я заболела и не смогла встать с постели. Я открываю глаза, вижу ее – она меня целует и стоит со стаканом воды. Потому что я каждый день утром бужу ее со стаканом воды.

И когда я не разбудила ее, она поняла, что со  мной что-то не так.

Три дня я лежала и все три дня она не отходила от меня, закутывала одеялом, приносила воды, спрашивала, как я себя чувствую. Она отдавала мне внимание и заботу, которую видела от меня. Обычные дети могут быть эгоистами, а таких детей, если их правильно воспитать, несут любовь.






 

“Когда я уйду, кто будет рядом с Алиной?”

- Я сегодня ей в первый раз сказала: Алина, ну что же ты меня не жалеешь, я же у тебя такая старая… И после мультика, где девочка искала маму, она подошла ко мне расстроенная, у нее появился страх потерять меня. Сейчас я не хочу даже думать о ее будущем. Я никогда не говорила о ее будущем, мне было важно вылечить ее, привить навыки самостоятельной жизни. Мне уже 60 лет и я не знаю, что будет со мной завтра. Я знаю только одно: если со мной  что-то случится, Алиночка окажется в интернате.
И я прошу Бога, каждый день прошу, позволить мне провести с Алиной больше времени…




 

“Если ты хочешь помогать другим, Бог тебя услышит”

– У меня трое детей: Ализа, Алина и “Кенес”. Когда я два года назад получила пенсию, то в полной мере осознала, что я все сделала правильно, я создала себе рабочее место. Потому что у меня никогда не было цели построить дворец или получить что-то другое материальное. Если твое желание сопряжено с желанием помочь другим, то оно получает поддержу свыше. И у меня есть средства помогать своим родственникам и моей Алинке, растить ее, балуя, ни в чем не отказывая ей.



- Мой самый главный посыл для Алины – пусть она будет счастлива. Чтобы она могла остаться такой же нежной и ласковой, смешной и забавной. Я хочу и дальше ее оберегать и любить.

Источник: http://365info.kz/2015/04/i-bog-podarit-lyubov-istoriya-majry-suleevoj-vzyavshej-na-vospitanie-devochku-s-sindromom-dauna/
 


 

 









 

 

Самые читаемые новости
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
Продажу младенца в Таразе прокомментировала глава Минздрава.

31.01.2023
Министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният в кулуарах Сената Парламента прокомментировала факт продажи младенца в Таразе, передает корреспондент...
Подробности продажи новорожденного ребенка в Таразе рассказали в полиции.

31.01.2023
В Таразе женщина купила новорожденную девочку у акушерок за 1,5 миллиона тенге, сообщает Zakon.kz. Сотрудниками УБОП ДП Жамбылской области при проведении...
За четыре года в Казахстане на треть уменьшилась численность детей в детских домах.

31.01.2023
За 2017–2021 годы в Казахстане на треть уменьшилась численность детей, живущих в детских домах и интернатах. Важнейшим фактором для этого послужила профилактика...
Развивающий центр для особенных детей открыли в Атырауской области.

31.01.2023
В поселке Индербор - центре Индерском районе Атырауской области - впервые открылся учебно-развивающий центр для особенных детей, передает корреспондент МИА...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
"Благодарна судьбе и фонду": казахстанка рассказала об опыте усыновления.

31.01.2023
Казахстанские бизнесмены запустили программу поддержки приемных семей. Об этом сообщили в общественном фонде "Ана үйі". Приемная мама Айгуль Абилова...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Упразднение детских домов в Казахстане прокомментировал министр.

20.01.2023
В Казахстане ведется работа по законодательному закреплению приемных профессиональных семей. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев ответил на вопрос,...
Наставником 15-летней воспитанницы детдома стал аким Жамбылской области.

20.01.2023
Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов посетил областной центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и поздравил его воспитанников с...
Патронат тәрбиешілер педагог санатына жатқызылмайтын болды.

20.01.2023
Бұған дейін патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру жоспарланған болатын. Қазақстанда патронат тәрбиешілерді...
Установлен размер оплаты труда для патронатных воспитателей на 2023 год.

20.01.2023
В Положение о патронатном воспитании, утвержденное приказом Министра образования и науки от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном...
Костанайская семья потеряла 3 детей, а после усыновила 33 из детдома.

20.01.2023
Супруги рассказывают, что их мечта сбылась. В семье из Лисаковска (Костанайская область) 36 детей, из них трое биологических, а остальные – приемные. Но всех...
Дело по факту убийства новорожденного завели в Актобе.

20.01.2023
В отношении матери, оставившей тело новорожденного ребенка в коробке на улице, начато досудебное расследование по статье убийство, передает корреспондент МИА...