Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
«Я пойду, так как пойдут дети, или принцип маленьких шагов»

Приемная мама Татьяна Бородулина
Цели и реальность.
Вы решили взять в семью ребенка из Детского Дома - прекрасная цель. Вам так сильно хочется подарить ему всю свою любовь, семью, уют, свою заботу и нежность. Вам хочется вытащить его из системы и научить жить в обществе.
И вот уже позади вся беготня по инстанциями, сбор документов, выбор по базе “своего” ребенка, первое знакомства, встречи в Детском Доме. Наконец-то, вы дома со своим малышом. Вам совершенно не важно сколько ему лет - будь ему хоть один месяц, хоть 15 лет. Он - ваш малыш! Такой желанный, такой долгожданный!
А через некоторое время вы обнаруживаете, что он категорично отказывается от той пищи, которую вы ему приготовили. Что он панически боится улицы, темноты или закрытых помещений. Что ваш “малыш” оказывается курит и матерится. Мало того, у него уже был сексуальный опыт.
А еще он речь взрослого человека не воспринимает, вообще, для него это просто фон. И больше всего на свете он мечтает встретиться со своими кровными родственниками и уехать к ним.
Кроме все прочего вы обнаруживаете, что он укачивает себя перед сном, бьется головой об стену, грызет ногти и пальцы, жует одеяло и подушку. Часто под подушкой вы находите куски хлеба. Ест он реально без меры.
Учиться не хочет, да и не может по той причине, что 50-70% слов он не понимает. Он не знает их значения и, тем более, не знает как эти слова применяются. У него в голове перепутаны базовые понятия что такое хорошо и что такое плохо.
У вас появляется ощущение, что в вашей семье поселился “инопланетянин”.
Каждый новый день вам преподносит сюрприз за сюрпризом.
В результате таких “открытий” начинают появляться вопросы: За что хвататься? Как помочь ребенку, и надо ли помогать? Зачем я, вообще, в это ввязалась? Может к психологу? к репетитору? к невропатологу? Что же все таки мне делать с ним? Спасать! Развивать! Прививать! Учить! Наставлять! Лечить!
В результате, наваливаетесь вы на ребенка со всеми своими требованиями, обучениями, подтягиванием до нормы. Вы тащите ребенка к психологам, к репетиторам, устанавливаете ему кучу правил, заваливаете обязанностями. Причем, Вы хватаетесь за все и сразу.
И тут вам начинает казаться, что вы самая плохая мама на свете. Вы ничего не можете с этим поделать, ваши силы просто на исходе. Вас начинает беспокоит лишь один вопрос: “Есть ли свет в конце туннеля?”. В то же время и ребенок начинает проситься: “Верните меня в Детский Дом! Я не хочу жить с вами.”
Как так? Вы же так хотели ему помочь? У вас же два высших образования, а с ребенком не можете справиться? Когда вы брали, у вас же было так много-много любви. А теперь вам кажется, что ненавидите все, что делаете, и себя в том же числе. Опять у вас начинают появляться вопросы: Что делать дальше? Как не перегореть? Как организовать свою жизнь и жизнь ребенка, чтобы достигнуть цели?
Ответ прост: примените принцип маленьких шагов.
Суть принципа маленьких шагов.
Для начала, чтобы пошло любое дело у вас и ваших детей, давайте позаботимся, чтобы это дело было легким и для вас, и для ваших детей!
Легкое начало, посильные этапы - вот принцип достижения прекрасных стабильных результатов.
Первые дни и месяцы жизни в семье вам нужно не усложнять, а облегчать жизнь ребенка, да и свою тоже.
Выберите ту задачу, которую хотите решить в первую очередь. И в течение недели работайте над ней. Отмечайте каждый день результаты по ее достижению. Пусть ребенок в конце дня сам отметит свои успехи.
Первое. Наметьте цели вместе с ребенком. Например, вы хотите улучшить технику чтения. Ставим цель - ежедневно читать по 15 минут вслух. Выписывать незнакомые слова. Уточнять их значение у родителей или в толковом словаре.
Второе. Каждый день отмечайте успехи. Например, ты сегодня узнал значение 5 новых слов - это великолепно. Или, ты сегодня прочитал на два слова больше - супер!
Третье. Наметьте дальнейшие цели. Конкретизируйте их цифрами. Цифры должны подбадривать ребенка. Например, сегодня его техника чтения 50 слов в минуту. Поставьте цель к концу недели - 55 слов в минуту.
Самое главное двигаться к намеченному каждый день понемногу.
Сначала - конкретные цели! Далее - маленькие шаги и посильные этапы! А потом уже окончательный результат.
Как мы применяли этот принцип в семье.
Во-первых, вначале мы решили задачу с детскими страхами.
У нас был принцип - не культивировать страхи. Часто на детских площадках от родителей, бабушек, соседок можно услышать фразы: “Не лезь туда! Там высоко! А ты - боишься высоты!”
“Тебе страшно? Ведь карусель так сильно крутиться!”, “Не бегай! Ты упадешь!” и т.п. Эти и другие слова застревают в сердцах маленьких человечков, они сеют неуверенность и страх.
В результате культивирования страхов в детском возрасте, от младших школьников мы можем услышать: “Я не буду плавать - я боюсь воды!”, “Я не буду кататься на велосипеде - я боюсь упасть!”, “Я не смогу это сделать - у меня не получится!”
Поэтому мы с мужем стараемся вообще не акцентировать внимание на их страхах. Когда мы видим, что ребенок чего-то боится, мы не подчеркиваем это. Наша задача состоит в том, чтобы создать такие условия, когда наш малыш сможет преодолеть свой страх. Мы, наоборот, поддерживаем его словами: “Вау! Какой ты смелый! Ты забрался сегодня выше, чем вчера!” Даже если это всего лишь вторая ступенька шведской лестницы.
В этом и заключались наши первые шаги.
Как мы справились со страхом перед улицей.
Вначале наши дети панически боялись выходить на улицу. Поэтому, первое время, мы старались выводить их на улицу по-одному. Кто-то один со мной идет на улицу, двое остаются с папой и со старшей дочерью дома. Малыши крепко цеплялись за руку. Их маленькие пальчики впивались в ладонь. Тело начинало сотрясаться. Ты чувствуешь всем своим нутром страх, который передается от маленького человечка, идущего рядом. Здесь начинается обратный процесс, когда ты, как взрослый, передаешь свою уверенность ребенку. Для того, чтобы отвлечь его от страхов, ты переключаешь внимание.
“Смотри, смотри, - огоньки! Какие они яркие! Это улица! Здесь, по тротуару, ходят люди. И мы с тобой идем! А вот проезжая часть, там едут машины. Смотри, вон какая большая машина поехала - это грузовик. А вот маленькая машина! Машины не заезжают на тротуар, а пешеходы не выскакивают на проезжую часть. Ты - такой смелый! Давай перейдем дорогу. Смотри, у нас есть помощник! Это светофор! Он включает зеленый сигнал и показывает, что мы можем идти. Если же светофор включит красный свет,то мы будем стоять.”
Идем и разговариваем с малышом. И ты чувствуешь, как пальчики ослабляют хватку, как сердечко начинает биться ритмично, как нормализуется дыхание. Ты передаешь ему сигнал - мама рядом, я защищу тебя, я здесь.
Следующий этап: выходили гулять всей семьей, каждый малыш со “своим” взрослым. Мы даже и не заметили, как страх улицы исчез.
Такими же, маленькими шагами мы преодолевали страх воды и страх темноты, страх закрытых помещений и страх высоты. Каждый раз хвалили и ободряли, что они смелые, отважные, храбрые.
Обучение.
И в этой сфере мы также применили принцип маленьких шагов и посильных этапов.
Ох, как же нам хотелось, чтобы дети быстро догнали ребят, своего возраста. Мы стремились всеми своими силами, чтобы они были “не хуже других”. Но в развитии дети сильно отставали от своих сверстников. Которые уже языки учили, книжки читали, стихотворения наизусть рассказывали, а словарный запас наших малышей составлял 5-6 слов.
Пришлось покопаться и в себе. Найти, что смущает, почему так это волнует нас? Как всегда решение лежало на поверхности. Просто нам было очень важно мнение окружающих! Нам хотелось, чтобы наши дети среди сверстников чувствовали себя комфортно.
Поработав над собой, и отбросив все сравнения, все попытки научить всему и сразу, мы пошли так медленно, как идут дети.
Перестали ожидать каких-то выдающихся достижений. Вот тогда то и стал виден результат.
Вначале дети стали говорить, потом,месяца через три, научились различать цвета, раскрашивать картинки, играть игрушками, смотреть развивающие пятиминутные мультфильмы. Прогресс стал очевиден.
Не все шло гладко. Труднее всего дети усваивали счет. Изо дня в день в течение 1,5 лет мы учились считать до 10. Считали все, что можно: и конфеты, и печенья, и тарелки, и стулья, и машины, и людей, и животных. Но почему-то счет не шел! Пошли еще медленнее.
Освоили счет до двух, и все. “Ну что же,- подумала, я, - научатся считать, будет замечательно, а нет, так нет. Все равно каждый день будем продолжать считать предметы!” Стали считать до 3, потом до 5. И дальше снова - пауза. Числа путаются, не вспоминаются. Но мы не унываем - просто считаем и считаем.
И вот, в один прекрасный день самый младший поднялся в подъезде на пролет выше и,спускаясь, начал считать по-английски. Потом он повторил все по-русски. Через неделю все легко и быстро стали считать до 10.
Принцип маленьких шагов и посильных этапов принес свои плоды. Очень важно каждый день двигаться к намеченной цели.
Вскоре девочки, используя этот же принцип, освоили и чтение. Каждый день шли понемногу и только вперед.Не отстает от них и младший сынок. В 4,5 года он подошел ко мне с Букварем и сказал: “Мама, я хочу научиться читать!” Изо дня в день шаг за шагом он следовал к своей цели и уже к 5 годам освоил чтение.
Принцип “тише едешь дальше будешь” или принцип маленьких шагов дал свои результаты.
Зачем я это написала?
В первую очередь, чтобы самой помнить об этом принципе. Чтобы любое дело, а тем более такое непростое как приемное родительство, приносило свои плоды, радость и легкость.
Давайте же двигаться вперед так медленно, как идут дети, поощряя их ежедневные достижения и успехи. Радуясь их маленьким победам. Ставя посильные цели. Тогда все, что мы задумали, запланировали, ну или почти все, исполнится в их жизни.

 
Самые читаемые новости
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
Продажу младенца в Таразе прокомментировала глава Минздрава.

31.01.2023
Министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният в кулуарах Сената Парламента прокомментировала факт продажи младенца в Таразе, передает корреспондент...
Подробности продажи новорожденного ребенка в Таразе рассказали в полиции.

31.01.2023
В Таразе женщина купила новорожденную девочку у акушерок за 1,5 миллиона тенге, сообщает Zakon.kz. Сотрудниками УБОП ДП Жамбылской области при проведении...
За четыре года в Казахстане на треть уменьшилась численность детей в детских домах.

31.01.2023
За 2017–2021 годы в Казахстане на треть уменьшилась численность детей, живущих в детских домах и интернатах. Важнейшим фактором для этого послужила профилактика...
Развивающий центр для особенных детей открыли в Атырауской области.

31.01.2023
В поселке Индербор - центре Индерском районе Атырауской области - впервые открылся учебно-развивающий центр для особенных детей, передает корреспондент МИА...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
"Благодарна судьбе и фонду": казахстанка рассказала об опыте усыновления.

31.01.2023
Казахстанские бизнесмены запустили программу поддержки приемных семей. Об этом сообщили в общественном фонде "Ана үйі". Приемная мама Айгуль Абилова...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Упразднение детских домов в Казахстане прокомментировал министр.

20.01.2023
В Казахстане ведется работа по законодательному закреплению приемных профессиональных семей. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев ответил на вопрос,...
Наставником 15-летней воспитанницы детдома стал аким Жамбылской области.

20.01.2023
Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов посетил областной центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и поздравил его воспитанников с...
Патронат тәрбиешілер педагог санатына жатқызылмайтын болды.

20.01.2023
Бұған дейін патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру жоспарланған болатын. Қазақстанда патронат тәрбиешілерді...
Установлен размер оплаты труда для патронатных воспитателей на 2023 год.

20.01.2023
В Положение о патронатном воспитании, утвержденное приказом Министра образования и науки от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном...
Костанайская семья потеряла 3 детей, а после усыновила 33 из детдома.

20.01.2023
Супруги рассказывают, что их мечта сбылась. В семье из Лисаковска (Костанайская область) 36 детей, из них трое биологических, а остальные – приемные. Но всех...
Дело по факту убийства новорожденного завели в Актобе.

20.01.2023
В отношении матери, оставившей тело новорожденного ребенка в коробке на улице, начато досудебное расследование по статье убийство, передает корреспондент МИА...