Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
Как бороться не с ребенком, а c его агрессией? Советы родителей и психологов

Инна Пасечник, психолог:

«За любыми действия ребенка стоят эмоциональные трудности. Задача родителя — разобраться в причинах. У ребенка не так много способов дать взрослому понять, что «со мной что-то не так». Основной способ подачи сигнала — нарушение поведения: истерики, агрессия по отношению к чужим, к себе.

Родители также должны учитывать особенности развития ребенка. К примеру, синдром дефицита внимания или гиперактивности. Предположим, у ребенка нет особенностей в развитии, при этом проявляются вспышки агрессии. Как распознать причины?

Родителям необходимо понять, как протекала его жизнь в предыдущей (приемной или кровной) семье. Возможно, там имело место физическое насилие. И ребенок, как бы готовясь к повторению подобного сценария, в новой семье первым начинает проявлять агрессию. Идет в наступление,  делая для себя ситуацию более предсказуемой.

Другая ситуация: недоверие. С помощью агрессии ребенок пытается установить контроль над взрослыми, захватить власть в семье. Он пытается сделать так, чтобы взрослые выполняли его требования. Как правило, это временный протест. С пяти лет ребенок, выросший в определенных условиях, уже понимает, что лучше самому отвечать за свою жизнь, а всех окружающих — максимально контролировать.

Возможна и такая ситуация: ребенок был привязан к каким-то взрослым, а они его обижали и предавали. И когда он начинает привязываться к приемным родителям, то одновременно создает дистанцию, не давая себе полюбить их.

Вспышки агрессии происходят, как правило, в подростковом возрасте. Ребенок начинает задавать себе вопрос: «Кто я?», чувствует тоску, неуверенность, неудовлетворенность. Он пытается внутренние непонятные эмоции выразить в конкретные действия: начинает орать, родители реагируют. Подросток обижается, и у него внутри возникает совершенно понятное и конкретное чувство обиды. Он не в состоянии осознать и выразить его словами. А родители не всегда могут заметить тонкие вещи и связать события с поведением ребенка.

В моей практике была история, когда ребенок из одной приемной семьи перешел в другую. Но контакт с прежней приемной мамой остался. И ребенок по-прежнему любил ее. Вторая приемная мама взяла на лето козу у первой приемной мамы, а в конце лета козу отправили обратно.

И в этот момент ребенка просто выносит психологически. Ведь сначала его забрали из одной семьи в другую, потом на лето привезли козу от первой приемной мамы, а через какое-то время эту козу вернули обратно. Взяли-забрали, взяли-забрали. Казалось бы, ничего страшного, это всего лишь животное, ни один взрослый не обратит внимания на такую историю. Однако в сознании детей даже очень незначительные эпизоды могут вызывать большой резонанс.

Дети начинают остро реагировать на неудачи в учебе. Если ребенок чувствует себя неуспешно в школе, то почти всегда переживает. Даже если вам говорит, что ему все равно. Школа — первый социальный институт, в котором происходит оценка качества. Когда ты приходишь в школу и все время чувствуешь, что ты – плохой, то рано или поздно сорвешься. Важно заметить, что у детдомовцев самооценка очень низкая, их проще «загнать в угол».

Еще один аспект: биография биологических родителей. К примеру, если биологический отец ребенка сидел в тюрьме за нанесение тяжких телесных повреждений, и приемному ребенку часто об этом напоминают окружающие, то постепенно он начинает ассоциировать себя с кровным отцом и вести себя соответствующим образом. В такой ситуации подросток со временем пустится во все тяжкие.

Потому что, с одной стороны, ребенок нуждается в том, чтобы приемные родители принимали его историю жизни, а с другой — ему нужно помочь выстроить его идентичность. Таким образом, родители, сами того не желая, как раз и помогают выстроить идентичность, но совсем не такую, как хотелось бы.

Задача родителей: нужно разговаривать с подростком, не угрожать ему возвратом в детдом, но и говорить о том, что его действия могут привести к определенным последствиям. Мы должны попытаться замечать изменения в его поведении до того момента, когда случится истерика. Нам важно, чтобы ребенок получал адекватную реакцию на его чувства не в тот момент, когда происходит конфликт, а гораздо раньше».


Таисия Лотарева, психолог:

«Часто родителей волнует проблема агрессивного поведения приемного ребенка. Ребенок дерется с детьми, говорит грубые слова родителям, агрессивен по отношению к себе (обвиняет себя, бьется головой об пол и т.д.).

Причиной агрессивного поведения ребенка всегда является чувство тревоги, угрозы безопасности. Для того чтобы помочь ребенку преодолеть это чувство, приемным родителям необходимо вооружиться определенными знаниями и умениями.

В процессе воспитания агрессивного ребенка очень легко «заразиться» гневом и страхом или, как часто бывает, разочароваться и потерять надежду на то, что можно исправить его поведение. От растерянности и злости родители, порой, прибегают к наказаниям и угрозам.

1. Начинаем с осознания.

С помощью психолога можно спокойно проанализировать ситуацию и разобраться в том, что происходит с ребенком и с родителями, и почему.

2. Обеспечиваем безопасность.

Вводим правило: «Не вредить». Демонстрируем ребенку запрет на причинение вреда себе и сами отказываемся от угроз и наказаний. Становимся защитниками для себя и для ребенка.

3. Играем.

Чувство безопасности ребенку помогает сформировать положительно заряженный эмоциональный контакт со взрослым. В игре можно побеседовать и поиграть с Бабой Ягой, Монстром и другими пугающими персонажами, выстроить крепость и привлечь союзников!

4. Предвосхищаем.

Озвучиваем ребенку план на день, неделю, рассказываем обо всем, что его ожидает: дома, в детском саду, в школе, в поликлинике, в гостях, на прогулке… Чувство неопределенности усиливает тревогу и, как следствие, агрессивное поведение.

5. Хвалим.

Агрессивные дети чаще получают от окружающих людей порицания и критику, из-за чего у них формируется негативное отношение к себе и злость на себя и окружающих. Из роли «плохого» гораздо легче переходить к агрессивным действиям.

Поэтому очень важно хвалить ребенка, когда он смог договориться или уступить игрушку, когда он поставил вещь на место, построил башню. Даже за самые незначительные, но правильные действия и поступки ребенка надо хвалить».

Источник: https://changeonelife.ru/2018/10/10/kak-borot-sya-ne-s-rebenkom-c-ego-agressiej-sovety-roditelej-psihologov/

Самые читаемые новости
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
Продажу младенца в Таразе прокомментировала глава Минздрава.

31.01.2023
Министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният в кулуарах Сената Парламента прокомментировала факт продажи младенца в Таразе, передает корреспондент...
Подробности продажи новорожденного ребенка в Таразе рассказали в полиции.

31.01.2023
В Таразе женщина купила новорожденную девочку у акушерок за 1,5 миллиона тенге, сообщает Zakon.kz. Сотрудниками УБОП ДП Жамбылской области при проведении...
За четыре года в Казахстане на треть уменьшилась численность детей в детских домах.

31.01.2023
За 2017–2021 годы в Казахстане на треть уменьшилась численность детей, живущих в детских домах и интернатах. Важнейшим фактором для этого послужила профилактика...
Развивающий центр для особенных детей открыли в Атырауской области.

31.01.2023
В поселке Индербор - центре Индерском районе Атырауской области - впервые открылся учебно-развивающий центр для особенных детей, передает корреспондент МИА...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
"Благодарна судьбе и фонду": казахстанка рассказала об опыте усыновления.

31.01.2023
Казахстанские бизнесмены запустили программу поддержки приемных семей. Об этом сообщили в общественном фонде "Ана үйі". Приемная мама Айгуль Абилова...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Упразднение детских домов в Казахстане прокомментировал министр.

20.01.2023
В Казахстане ведется работа по законодательному закреплению приемных профессиональных семей. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев ответил на вопрос,...
Наставником 15-летней воспитанницы детдома стал аким Жамбылской области.

20.01.2023
Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов посетил областной центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и поздравил его воспитанников с...
Патронат тәрбиешілер педагог санатына жатқызылмайтын болды.

20.01.2023
Бұған дейін патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру жоспарланған болатын. Қазақстанда патронат тәрбиешілерді...
Установлен размер оплаты труда для патронатных воспитателей на 2023 год.

20.01.2023
В Положение о патронатном воспитании, утвержденное приказом Министра образования и науки от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном...
Костанайская семья потеряла 3 детей, а после усыновила 33 из детдома.

20.01.2023
Супруги рассказывают, что их мечта сбылась. В семье из Лисаковска (Костанайская область) 36 детей, из них трое биологических, а остальные – приемные. Но всех...
Дело по факту убийства новорожденного завели в Актобе.

20.01.2023
В отношении матери, оставившей тело новорожденного ребенка в коробке на улице, начато досудебное расследование по статье убийство, передает корреспондент МИА...