Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
Меняет ли подростка из детдома семья: Мнение экспертов

Подростковый возраст считается наиболее трудным с точки зрения поведения, психологии ребенка. В случае с сиротами всю тяжесть этого времени можно умножать на два. Отчасти по этой причине часть приемных родителей не берут на воспитание сирот в этом возрасте. Правда, в последние пять были приняты законы, стимулирующие семьи брать детей с особенностями развития и детей подросткового возраста.

1436630411_teens

Один из главных вопросов у потенциальных приемных родителей подростка, а может ли он измениться в семье к лучшему, можно и нужно ли на него влиять, и если «да», то как это делать. Об этом говорят ведущие профильные специалисты и психологи.

Таисия Лотарева, педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом»

Мы разделяем две ситуации: приемная семья, где опекуном является кто-то из родственников ребенка (бабушка, дедушка, дядя или тетя), и приемная семья, в которой законные представители ребенка не являются родственниками. Во втором случае приемная семья часто становится абсолютно новой «средой обитания» для подростка, несмотря на то, что условия жизни в некоторых детских домах сегодня приближены к семейным: дети сами готовят, живут в разновозрастных группах.

Приемная семья – это другая форма отношений и новые правила жизни для сформировавшегося человека, каковым является подросток. В свою очередь приемные родители также бывают удивлены некоторым привычкам, способам общения и представлениям ребенка о жизни в семье. Они также проходят процесс адаптации к жизни, в которой появился приемный ребенок-подросток.

Процесс воспитания подростка в приемной семье, как правило, меняет ребенка в части представлений об отношениях с людьми, ведь ему предлагается определенная социальная роль – роль приемного ребенка. Некоторые подростки соглашаются на это, другие неохотно идут на выстраивание отношений с членами приемной семьи, так как считают, что тем самым предают своих кровных родителей.

Тем не менее, время, проведенное в приемной семье, связано с ростом уверенности ребенка в себе на фоне появления чувства безопасности, опоры на стабильные отношения с приемными родителями.

Процесс воспитания подростка в приемной семье способствует развитию идентичности подростка. Девочке семья помогает лучше разобраться и присвоить женские модели поведения. Мальчику, соответственно, мужские.

Приемные семьи часто оказывают помощь ребенку в социализации, как это принято в семьях: советом и делом. Приемные родители обсуждают с ребенком сферу его интересов, помогают, направляют, устраивают в учебные заведения, на временную работу… Неполная рабочая занятость помогают подростку самореализоваться, заработать деньги, почувствовать уверенность. Это важная часть социализации часто поддерживается в приемных семьях.

Жизнь в приемной семье, безусловно, способствует расширению кругозора ребенка. Ребенок получает новый опыт: от пользования какой-то бытовой техникой до посещения новых мест, чтения новой литературы, диалогов с членами семьи.

И, пожалуй, самый важный момент – семья выступает реабилитационной средой для ребенка.

Зачастую приемные дети имеют за плечами травматичный опыт утраты, психологического или иного насилия. В приемной семье создаются условия, когда ребенок может быть услышан, понят. Когда приемные родители вместе с ребенком выдерживают его сильные чувства боли, страха, злости, бессилия, и помогают найти выход. Такое чуткое отношение взрослого к чувствам ребенка оказывает сильнейший терапевтический эффект.

Ирина Гарбузенко, психолог-консультант фонда «Измени одну жизнь», приемная мама шестерых подростков

Нахождение ребенка в семье предопределяет поведение, сознание. Он ходит в школу, посещает кружки, общается с другими детьми, интегрирован в общество. У него нет искаженного взгляда на мир, который свойственен тем, кто находится в закрытых учреждениях. Ребенок живет в семье — это самое главное. У него есть персональный взрослый, который с ним будет разговаривать. Если ребенок случайно поранит ручку, то мама тут же прибежит, поможет. Он не ждет наказаний, как в случае с закрытым учреждением. Если у ребенка возникнут проблемы в школе, то разговаривать за него с учителями будет мама. Он знает, что мама его всегда защитит.

В детдоме каждый отвечает за себя, и никто не отвечает ни за кого. Там нет слова «мы». Никто не скажет — «у нас неприятности», там скажут: «у тебя неприятности» и «ты виноват». Как только у ребенка появляется семья, в его лексиконе появляется «мы». В детском доме все борются друг с другом, в семье помогают. Можно совершить ошибку, и знать, что ее всегда можно обсудить в семье. Подростки в силу возрастного периода любят спорить. И родитель должен уметь разговаривать с ним. Нужно где-то уступить, договориться.

Существует несколько языков любви: первый — нахождение в кругу близких, второй — разговоры, третий — подарки, четвертый — добрые слова, и пятый язык любви – дела. В детдоме все по-другому. Ты что-то хотел спросить, а воспитателя поменяли. Она что-то пообещала тебе, а потом уволилась. Ребенок ждет и ждет ее. Потом понимает, что нельзя надеяться на взрослых.

Придя из детского дома в семью, ребенок считает, что окружающий мир ему должен. Задача родителей объяснить, что государство – это мы, люди. Мы платим налоги для того, чтобы государство могло выплачивать пособия нуждающимся людям. Родители должны донести следующую мысль: «ты тоже станешь работать и помогать обществу для того, чтобы в дальнейшем общество могло помочь тебе». Тогда у ребенка проходят мысли о том, что он жил в детском доме, а теперь государство и общество ему должно.

Еще очень важный момент: подросток должен понять цену вещам, цену заработанным деньгам. Когда он начинает работать или подрабатывать, он видит, как непросто даются деньги. В этом случае он не потратит средства на третьестепенные вещи. Вне семьи цену деньгам и материальным ценностям они не понимают.

Галина Семья, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии Московского педагогического госуниверситета

В данном контексте нужно говорить об изменении внутренней позиции подростка и об изменении его поведения.

Вообще развитие ребенка зависит от трех вещей: наследственность, окружающая человека среда (условия могут микшировать некоторые наследственные вещи) ивнутренняя позиция самого ребенка.

Термин «внутренняя позиция ребенка» был введен советским психологом Сергеем Рубиштейном. К внутренней позиции ребенка относятся его система ценностей, уровень самостоятельности и много других параметров из которых складывается портрет человека.

Внутренняя позиция ребенка, находящегося в интернате и никому, кроме государства ненужного, разнится от позиции ребенка, пришедшего в приемную семью и ставшего нужным новым родителям, братьям-сестрам. Вне зависимости от возраста у ребенка есть потребность в семье. В подростковом возрасте ребенок четко понимает, что любят его просто потому что он есть. Он понимает, что любовь со стороны взрослых ему не надо заслуживать, как это зачастую происходит в детдоме.

Александра Марова , директор благотворительного фонда профилактики социального сиротства

Тем семьи, которые решаются взять на воспитание ребенка в подростковом возрасте, необходимо узнать о нем как можно больше. Им необходимо узнать о его прошлом: о кровной семье, о том, был ли уже опыт проживания в замещающей семье ранее. Важно владеть максимально полной информацией о ребенке, в том числе собрать мнение окружающих людей. Понятно, что чужие мнения не всегда объективно отражают действительность, но это один из источников информации.

В подростковом возрасте сильно обострена потребность самовыражения. Надо оценивать собственные силы. Воспитание ребенка в этом возрасте требует реального профессионализма. Минобрнауки неспроста был разработан закон о профессиональных приемных семьях.

Подростку из детдома нужна не просто семья, а реабилитация, особые психологические условия.

Это кропотливая работа, состоящая в формировании ценностей у подростка, мировоззрения, внешнего поля. Под внешним полем я имею ввиду школу, например.

От семьи, которая решается на такой шаг, требуется очень и очень многое. Знания о специфике работы с подростками, об опыте конкретного ребенка. Компетенции, в том числе и о том, как реагировать на различные поведенческие особенности. Не менее важно адекватно оценивать способности и возможности ребенка, не требуя от него невыполнимого.

Ведь часто родители питают иллюзии, что сейчас они обогреют ребенка, а он тут же начнет хватать с неба звезды и проявит дюжину талантов и способностей. Такого с большой долей вероятности может и не случится. При этом чтобы социализация произошла и принесла свои результаты, требуется колоссальное количество времени от тех, кто такого ребенка взял. Причем стоит понимать, что часто результаты минимальны, с точки зрения желания и видения того «а как должно быть», а вложения максимальны, и к этому надо быть готовым.

Источник: http://changeonelife.ru/2016/08/25/menyaet-li-podrostka-iz-detdoma-sem-ya-mnenie-e-kspertov/

Самые читаемые новости
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
Продажу младенца в Таразе прокомментировала глава Минздрава.

31.01.2023
Министр здравоохранения Казахстана Ажар Гиният в кулуарах Сената Парламента прокомментировала факт продажи младенца в Таразе, передает корреспондент...
Подробности продажи новорожденного ребенка в Таразе рассказали в полиции.

31.01.2023
В Таразе женщина купила новорожденную девочку у акушерок за 1,5 миллиона тенге, сообщает Zakon.kz. Сотрудниками УБОП ДП Жамбылской области при проведении...
За четыре года в Казахстане на треть уменьшилась численность детей в детских домах.

31.01.2023
За 2017–2021 годы в Казахстане на треть уменьшилась численность детей, живущих в детских домах и интернатах. Важнейшим фактором для этого послужила профилактика...
Развивающий центр для особенных детей открыли в Атырауской области.

31.01.2023
В поселке Индербор - центре Индерском районе Атырауской области - впервые открылся учебно-развивающий центр для особенных детей, передает корреспондент МИА...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей детсада в Астане уволили.

31.01.2023
Издевавшихся над особенным ребенком воспитателей центра "Балам-ай" в Астане уволили, сообщает Zakon.kz. Как рассказали в Минпросвящения, мониторинговая...
"Благодарна судьбе и фонду": казахстанка рассказала об опыте усыновления.

31.01.2023
Казахстанские бизнесмены запустили программу поддержки приемных семей. Об этом сообщили в общественном фонде "Ана үйі". Приемная мама Айгуль Абилова...
Более 52 млн тенге поступило на счета детей-сирот в Жамбылской области от меценатов.

31.01.2023
Социальные проекты «Жомарт түлек» и «Мейірім» активно реализуется в Жамбылской области. В рамках этих проектов успешные и неравнодушные жамбылцы...
Упразднение детских домов в Казахстане прокомментировал министр.

20.01.2023
В Казахстане ведется работа по законодательному закреплению приемных профессиональных семей. Министр просвещения РК Гани Бейсембаев ответил на вопрос,...
Наставником 15-летней воспитанницы детдома стал аким Жамбылской области.

20.01.2023
Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов посетил областной центр поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и поздравил его воспитанников с...
Патронат тәрбиешілер педагог санатына жатқызылмайтын болды.

20.01.2023
Бұған дейін патронат тәрбиешілерді педагог санатына жатқызу арқылы олардың жалақысын көтеру жоспарланған болатын. Қазақстанда патронат тәрбиешілерді...
Установлен размер оплаты труда для патронатных воспитателей на 2023 год.

20.01.2023
В Положение о патронатном воспитании, утвержденное приказом Министра образования и науки от 16 января 2015 года № 14 «Об утверждении Положения о патронатном...
Костанайская семья потеряла 3 детей, а после усыновила 33 из детдома.

20.01.2023
Супруги рассказывают, что их мечта сбылась. В семье из Лисаковска (Костанайская область) 36 детей, из них трое биологических, а остальные – приемные. Но всех...
Дело по факту убийства новорожденного завели в Актобе.

20.01.2023
В отношении матери, оставившей тело новорожденного ребенка в коробке на улице, начато досудебное расследование по статье убийство, передает корреспондент МИА...