Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
Как работать с детьми-сиротами: 5 вопросов к школе

Какое образование получают в детских домах

Елена Ильенко, фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"

Елена Ильенко, фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

Дети из детских домов ходят в обычные школы, и это правильно. Они должны быть максимально включены в социум. При этом процесс интегрирования должен быть выстроен профессионально на всех уровнях. Учителя должны быть подготовлены, процент детдомовских детей в классе должен быть небольшим, чтобы дети лучше адаптировались и тянулись до уровня класса.

Часто проблемы в школе у детдомовца возникают из-за того, что ребенок получил огромное количество психологических травм и находится в условиях, несовместимых с жизнью и нормальным развитием. Стигматизация детей из детских домов происходит по многим причинам, среди которых – низкая успеваемость в школе, это сложные дети. Любой ребенок, которого оторвут от семьи и поместят в детский дом, станет сложным. Детский дом – это неправильное место для жизни и развития ребенка.

Чего не могут дать ребенку в районной школе

«Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Фонд вырос из общественного движения, возникшего в конце 2004 года как реакция на чудовищную ситуацию с отказниками — детьми, оставшимися без заботы своих родителей и помощи государства. В 2007 году был зарегистрирован благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». У фонда три больших направления. Первое – это профилактика социального сиротства. Второе – это семейное устройство детей. Помимо основного сайта otkaznini.ru, у фонда еще сайт opekaweb.ru — большая база данных по детям-сиротам. За время работы фонда более 5 тысяч детей нашли свою семью. Третье направление – помощь детям, которые находятся в учреждениях. 

Реформа детских домов начата. Они уже названы на федеральном уровне местами временного пребывания. Но все происходит не так быстро и четко. Первое, о чем хотелось бы сказать, – если детский дом станет местом, где ребенок проводит очень мало времени, то проблема решится сама собой. Второе – детей максимально нужно включать в социум, их не нужно изолировать, это не какие-то особые дети. Третье – даже в той жуткой ситуации, в которую ребенок попал, ему можно помочь. Наш опыт показывает, что помощь очевидна и действенна. Должен был взрослый, два, три взрослых, которые занимаются ребенком индивидуально. И, конечно, нужна помощь профессиональных педагогов, понимающих специфические проблемы у такого ребенка.

В нашей школе как раз нет понимания того, как с этими детьми работать и как им можно помочь. Есть прекрасная книга психолога Людмилы Петрановской «В класс пришел приемный ребенок». Нужно, чтобы с такими книгами знакомились учителя, администрация, чтобы школьные психологи могли работать с такими детьми, понимали, в чем их особенность. А если все взрослые будут относиться к ребенку из детдома так же, как ко всем остальным, то и проблем с одноклассниками не возникнет, потому что дети реагируют на отношения взрослого.

Почему дети-сироты плохо учатся

Учатся дети в детских домах очень плохо. На самом деле их уровень знаний не соответствует даже тем плохим оценкам, которые у них в аттестате. То есть он еще ниже. Основная задача ребенка, который находится в учреждении, оторванный от социума, семьи, – это выжить. У него уже нет сил на то, чтобы заниматься. Кроме того, дети в семье учатся почему? Потому что это важно маме. В детском доме у детей нет таких людей, которым бы они были важны индивидуально, как личности. Поэтому у нас появилась программа «Дистанционное образование». Наши волонтеры становятся для детей теми людьми, которые интересуются их образованием, учебой, могут помочь, могут приехать и сделать с ними уроки. И мы видим, что эта помощь очень быстро приносит плоды. Как только появляются взрослые, которым небезразличен ребенок, он достаточно быстро начинает подтягивать оценки. В прошлом году у нас 9 ребят поступили в вузы. Даже среди воспитанников коррекционных интернатов, которые не умеют ни читать, ни писать, прогресс налицо.

Какие профессии выбирают воспитанники детских домов

Основной принцип работы нашего фонда в том, что одни и те же взрослые приезжают к одним и тем же детям. Они хорошо знают ребят, знают их проблемы и что каждому конкретному ребенку нужно. Мы начинали с поездок с мастер-классами, но очень быстро поняли, что мастер-классы не помогут решить проблемы детей, нужен другой подход. Сейчас у нас запустился проект «Наставничество», когда взрослые и дети взаимодействуют одни на один. Также у нас есть проект «Профессиональное ориентирование», в рамках которого мы помогаем детям определиться с будущей профессией. В прошлом году, например, у нас 20 детей отучились на курсах профессиональной переподготовки, и это очень им помогло. Они вышли из детского дома, имея возможность заработать. Выбирая направление, мы отталкиваемся от интересов и запросов детей. Девочки с удовольствием идут на маникюрные курсы или курсы визажистов. Закончив их, они сразу же могут пойти подрабатывать, это им нравится. Мы предлагаем и более сложные курсы. Мальчики у нас учились на автомехаников, девочки посещали курсы по HR. Многие дети осваивают компьютеры.

Проект «Дистанционное образование» в цифрах
 В течение учебного года 2015-2016 в проекте «Дистанционное образование воспитанников детских домов» участвовало 55  ребят из интернатных учреждений. Каждый из них имел персональные трудности в освоении школьной программы, пред каждым были разные цели. Но благодаря помощи репетиторов ребята смогли достигнуть успехов.

 

15 подростков сдали ОГЭ за 9 класс

9 ребят сдали ЕГЭ за 11 класс.

5 ребят поступили в высшие учебные заведения.

1 воспитанник Кировского интерната, студент Вятского государственного университета  сдал летнюю сессию.

1 воспитанница Внуковского детского дома, студентка колледжа, улучшила знания по английскому языку.

16 подростков улучшили успеваемость по школьным предметам.

13 воспитанников коррекционных интернатов освоили курс  общеобразовательной программы. 
 

Как найти общий язык с ребенком из детского дома

У всех детдомовских детей огромный дефицит заботы и тепла. Даже подростки, которые при первой встрече кажутся самыми колючими, не идущими на контакт, если они понимают, что ты пришел надолго с серьезными намерениями, очень быстро раскрываются и принимают помощь с огромной благодарностью. Существуют определенные технологии общения с такими детьми. В рамках программ наставничества есть психологи, которые умеют подобрать пару волонтер-ребенок. Когда волонтеры приезжают группами, также необходимо, чтобы были психологи, которые эти группы будут отслеживать. Кроме того, все без исключения волонтеры проекта проходят обучение. Они узнают о психологических особенностях детей-сирот и о видах помощи. Мы считаем, что помощь должна быть осознанной, приходить к ним надо с самыми серьезными и долгосрочными намерениями, понимая проблематику и ситуацию. Сейчас очень распространены акции типа «привезем детям праздник». Вот не нужно везти мягкие игрушки, потому что дети нуждаются в гораздо более важных и сложных вещах. Мягкие игрушки – это то, что их развращает. Количество подарков и благ, которые они получают, за гранью добра и зла в сторону зла. Получается, что мы просто растим их иждивенцами.

DSC_4077

 сложностях

Раньше, когда мы только начинали работать, было сложно, администрация детских домов относились с большой опаской, детский дом действительно был закрытым миром. Сейчас по Москве и области ситуация меняется в лучшую сторону, учреждения готовы сотрудничать, руководство детских домов понимает, что работа благотворительных фонды делают важное дело. Более того, в некоторые учреждения бывает даже сложно попасть. Бывает, что волонтерские группы от разных фондов приезжают в один детский дом. Желающих заниматься детьми-сиротами очень много, просто хотелось, чтобы проблемы детей при этом решались.

О волонтерах

В нашу организацию поток волонтеров очень большой, что не может не радовать. Обычно мы открываем запись в команду на обучение и через пару недель уже закрываем, потому что записывается огромное количество людей, которых просто не сможет вместить наш офис. С чем это связано? Мне очень хочется верить, что это отражает новый уровень сознания в нашем обществе. По крайней мере работая в благотворительном фонде, я вижу огромное количество людей, которым не все равно, которые готовы помогать. В нашем проекте задействованы более ста волонтеров.

О дружбе и усыновлении

Есть такие случаи, когда волонтеры брали детей на гостевой режим, а потом принимали их в свою семью. Наш проект существует не для того, чтобы люди себе подбирали детей. Более того, это запрещено. Проекты индивидуальной помощи рассчитаны на то, чтобы поддерживать детей, которые живут «в системе». Но если случается так, что у волонтер на протяжении нескольких лет приезжает, если у них сложились особые отношения, то, конечно, он может усыновить его. У многих волонтеров отношения с уже подросшими ребятами перерастают в дружбу. Это очень важно, потому что ребенок, который вышел из детского дома, так же нуждается в помощи. Зачастую, выпустившись, он вообще лишается всякой помощи, как будто попадает в открытый космос.

Источник: http://philanthropy.ru/analysis/2016/09/07/40733/