Казахстан без сирот
RU
Телефон:
+7 (727) 267-66-46, 250-12-83
У Вас возникли вопросы по
усыновлению детей-сирот?
Можете написать нам
E-mail: yurin@detdom.kz
Усыновление по-казахстански

 

сегодня имеют место случаи отказа наших граждан от усыновляемых ими детей.

Максат Касымов, 
судья Таразского городского суда

 

Сегодня в Казахстане проживают свыше 46 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. Более 16 тысяч находятся в детских домах и интернатах. Лишь 3 тысячи ребят - круглые сироты. У остальных родители живы, но лишены своих прав, находятся в местах заключения, в розыске или на длительном лечении. 

 

За последние годы в Казахстане сделано немало для того, чтобы наши юные граждане действительно почувствовали защиту общества. Республика прежде всего присоединилась к ряду конвенций и законодательных актов. Сегодня продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области защиты прав детей. 

 

26 декабря 2011 года Президентом Казахстана Н. Назарбаевым подписан Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».
В Кодексе предусмотрены нормы, направленные на защиту интересов семьи и ребенка, в том числе прав детей, оставшихся без попечения родителей. Так, законодательно закреплены нормы о праве ребенка на защиту не только его родителями, органами опеки и попечительства, судом и прокурором, но и органами внутренних дел и иными государственными органами в пределах своей компетенции.
Расширен перечень лиц, которые не могут быть усыновителями - это лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке (супружестве), за исключением случаев фактического воспитания ребенка не менее трех лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав.

 

Внесены новшества в части реализации механизма процедуры усыновления. Так, в Кодексе четко прописаны права и обязанности лиц, желающих усыновить детей и усыновителей (ст. 85-86), в част­ности, необходимость предоставления в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан отчетов об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья усыновленного ребенка в первые три года после вступления в законную силу решения суда об усыновлении через каждые шесть месяцев, в последующие годы - не реже одного раза в год до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста. При этом данная норма распространяется на граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами страны, и на иностранных усыновителей.
Таким образом, предусматриваются новые подходы к вопросам защиты прав и интересов детей. 

 

Существует немало возможностей проявить заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Можно привезти ребятишкам одежду, оказать разовую материальную помощь. Но, увы, доказан тот факт, что дети, выросшие без семьи, без внимания любящих тебя людей, обречены на чувство собственной обделенности, ущербности.
Выходом из создавшейся ситуации может быть семейное устройство ребенка. Наиболее оптимальной из них является усыновление. Не может не радовать, что за последние два года увеличилось количество наших граждан, которые хотят и могут усыновить ребенка. 

Однако сегодня имеют место случаи отказа наших граждан от усыновляемых ими детей. Это имеет место и в практике Таразского городского суда, куда после процесса усыновления обращаются несостоявшиеся «родители» с требованиями об отмене усыновления (удочерения). Причин этому бывает множество: это и психологическая несовместимость ребенка с родителями и другими членами семьи; заболевания ребенка, которые начинают проявляться у ребенка в процессе развития и воспитания, в том числе наследственные и т.д.

 

Увы, несовершенная система усыновления позволяет новым родителям относиться к приемному ребенку буквально как к вещи, от которой в случае ненадоб­ности можно легко избавиться. 
В США и странах Европы функционирует хорошая, грамотно выстроенная, пошаговая система подготовки, обучения приемных родителей. Она, кроме всего прочего, дает серьезный эффект самоотбора, когда человек в процессе обучения, познакомившись с теми трудностями, которые его ждут, сам решает, готов ли взять ребенка, или, может быть, готов, но не сейчас, или вовсе родитель приходит к мысли, что его представления об усыновлении не имеют никакого отношения к реальности, и он вообще не хочет никого усыновлять. В ходе обучения люди не только получают необходимые знания, но и выполняют ряд практических заданий, упражнений. В процессе выполнения этих заданий их какие-то мечты и ожидания приобретают, я бы сказала, «плоть», рушатся розовые мифы об усыновлении. Хорошим результатом считается, когда приходят на тренинг 12 семей, а в ходе обучения половина самоотсеивается.

 

В Казахстане до сих пор к процессу усыновления многие люди подходят с точки зрения: «взять ребенка», а цель на самом деле должна быть не взять, а вырастить. И если мы ставим вопрос в такой плоскости, то вопрос об обучении будущих родителей приобретает огромное значение. Нужно, чтобы люди были готовы не к мифическому голубоглазому «сиротке», который будет им сейчас улыбаться, а в старости принесет стакан воды, а к тем реальным ситуациям, которые могут возникнуть в процессе воспитания. 

 

Примечательно, что иностранные усыновители не вернули ни одного ребенка. В то же время, по данным уже республиканской статистики, из 709 детей, усыновленных иностранцами в прошлом году, 665 имеют физические недостатки, врожденные заболевания.
В развитых странах мира не приемные родители выбирают ребенка-сироту, а на­оборот. Будущие усыновители проходят психологические тесты, сдают своеобразные экзамены на право воспитывать малыша. У нас этого, увы, нет. Процедура усыновления довольно проста. Для того чтобы собрать все нужные документы, достаточно и месяца. Причем нет никаких особых препятствий у потенциальных мам и пап ни по состоянию здоровья, ни по возрасту.

Вот и встречаются двое - взрослый, который не готов взять на себя ответ­ственность за неокрепшую юную душу, и ребенок, который понятия не имеет, как вести себя в семье. 
Предложенные меры, направленные на повышение привлекательности внутригосударственного усыновления, не принесут желаемого результата до тех пор, пока отношение нашего общества к усыновлению принципиально не изменится. Другими словами, необходимо учитывать социокультурную обстановку, принимать во внимание социальный контекст, в котором происходит этот процесс.

 

На Западе усыновление - это нормальное явление, потому что всегда престижнее иметь семью и детей, если даже они не свои, нежели оставаться бездетным. К тому же перед усыновителями не возникает того ужасного психологического барьера, который приходится преодолевать нашим соотечественникам. От усыновленного ребенка не будут скрывать, что он в семье не родной.

В Казахстане же усыновители предпринимают все возможные усилия, направленные на сохранение тайны усыновления: переезжают в другие районы и города, инсценируют беременность, только чтобы никто не заподозрил, что ребенок у них не родной. Страх усыновителей оказаться «разоблаченными» в кругу знакомых, друзей, других лиц оказывается сильнее, по сравнению с желанием создать ребенку нормальные психологические условия для его адаптации в новой семье.

 

Очевидно, что таких проблем можно было бы избежать при адекватном отношении общества к усыновлению. Сегодня, как никогда, необходимо кардинально менять это отношение, что позволит обеспечить благоприятный социальный климат для усыновленных детей и сделать их адаптацию в новой семье более успешной.